Методика определения уровня рефлексивности (по В.В.Пономаревой) Работа психолога с педагогическим коллективом - Диагностика педагогического коллектива Инструкция: Вам предстоит дать ответы на несколько утверждений опросника. В таблице ответов напротив номера вопроса проставьте, пожалуйста, цифру, соответствующую варианту Вашего ответа: - 1. абсолютно неверно
- 2. неверно
- 3. скорее неверно
- 4. не знаю
- 5. скорее верно
- 6. верно
- 7. совершенно верно
Не задумывайтесь подолгу над ответами. Помните, что правильных или неправильных ответов в данном случае быть не может. Первый пришедший в голову ответ и является верным. Текст методики 1. Прочитав хорошую книгу, я всегда потом долгое время думаю о ней, хочется ее с кем-нибудь обсудить. 2. Когда меня вдруг неожиданно о чем-то спросят, я могу ответить первое, что пришло в голову. 3. Прежде чем снять трубку телефона, чтобы позвонить по делу я обычно мысленно планирую предстоящий разговор. 4. Совершив какой-то промах, я долго потом не могу отвлечься от мыслей о нем. 5. Когда я размышляю над чем-то или беседую с другим человеком, мне бывает интересно вдруг вспомнить, что послужило началом цепочки мыслей. 6. Приступая к трудному заданию, я стараюсь не думать о предстоящих трудностях. 7. Главное для меня – представить конечную цель своей деятельности, а детали имеют второстепенное значение. 8. Бывает, что я не могу понять, почему кто-либо недоволен мною. 9. Я часто ставлю себя на место другого человека. 10. Для меня важно в деталях представлять себе ход предстоящей работы. 11. Мне было бы трудно написать серьезное письмо, если бы я заранее не составил плана. 12. Я предпочитаю действовать, а не размышлять над причинами своих неудач. 13. Я довольно легко принимаю решение относительно дорогой покупки. 14. Как правило, что-то задумав, я прокручиваю в голове свои замыслы, уточняя детали, рассматривая все варианты. 15. Я беспокоюсь о своем будущем. 16. Думаю, что во множестве ситуаций надо действовать быстро, руководствуясь первой пришедшей в голову мыслью. 17. Порой я принимаю необдуманные решения. 18. Закончив разговор, я, бывает, продолжаю вести его мысленно, приводя все новые и новые аргументы в защиту своей точки зрения. 19. Если происходит конфликт, то, размышляя над тем, кто в нем виноват, я в первую очередь начинаю с себя. 20. Прежде чем принять решение, я всегда стараюсь все тщательно обдумать и взвесить. 21. У меня бывают конфликты от того, что я порой не могу предугадать, какого поведения ожидают от меня окружающие. 22. Бывает, что, обдумывая разговор с другим человеком, я как бы мысленно веду с ним разговор. 23. Я стараюсь не задумываться над тем, какие мысли и чувства вызывают в других людях мои слова и поступки. 24. Прежде чем сделать замечание другому человеку, я обязательно подумаю, в каких словах это лучше сделать, чтобы его не обидеть. 25. Решая трудную задачу, я думаю над ней даже тогда, когда занимаюсь другими делами. 26. Если я кем-то ссорюсь, то в большинстве случаев не считаю себя виноватым. 27. Редко бывает так, что я жалею о сказанном.
Обработка результатов
Из этих 27-ми утверждений 15 являются прямыми (номера вопросов: 1, 3, 4, 5, 9,
10, 11, 14, 15, 19, 20, 22, 24, 25). Остальные 12 – обратные утверждения, что
необходимо учитывать при обработке результатов, когда для получения итогового
балла суммируются в прямых вопросах цифры, соответствующие ответам испытуемых,
а в обратных – значения, замененные на те, что получаются при переворачивании
шкалы ответов.
Все пункты можно сгруппировать в четыре группы:
1)ретроспективная рефлексия деятельности (номера утверждений 1, 4, 5, 12, 17,
18, 25, 27);
2)
рефлексия настоящей деятельности (утверждения 2, 5, 13, 14, 16, 17,
18, 26);
3)рассмотрение будущей деятельности (3, 6, 7, 10, 11, 14, 15, 20);
4)рефлексия общения и взаимодействия с другими людьми (номера утверждений 8, 9,
19, 21, 22, 23, 24, 26).
Полученные сырые баллы переводятся в стены:
Стены
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
Сырые
баллы
|
80 и ниже
|
81-100
|
101-107
|
108-113
|
114-122
|
123-130
|
131-139
|
140-147
|
148-156
|
157-171
|
172 и выше
|
Интерпретация данных, полученных в результате тестирования
Высокие результаты по тесту (больше 7 стенов) говорят о том, что человек в
большей степени склонен обращаться к анализу своей деятельности и поступков
других людей, выяснять причины и следствия своих действий как в прошлом, так в
настоящем и будущем. Ему свойственно обдумывать свою деятельность в мельчайших
деталях, тщательно ее планировать и прогнозировать все возможные последствия.
Вероятно также, что таким людям легче понять другого, поставить себя на его
место, предсказать его поведение, понять, что думают о них самих.
Низкие результаты по тесту (меньше 4 стенов), вероятно, говорят о том, что
испытуемому в меньшей степени свойственно задумываться над собственной
деятельностью и поступками других людей, выяснять причины и следствия своих
действий как в прошлом, так в настоящем и будущем. Он редко обдумывает свою
деятельность в мельчайших деталях, ему сложно прогнозировать возможные
последствия. Такой испытуемый испытывает сложности при постановке себя на место
другого, ему сложно предсказать его поведение.
Бланк ответов методики определения уровня рефлексивности
№ вопроса
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
Ответ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№ вопроса
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
|
Ответ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Инструкция: Вам предстоит дать ответы на
несколько утверждений опросника. В таблице ответов напротив номера вопроса
проставьте, пожалуйста, цифру, соответствующую варианту Вашего ответа:
- абсолютно
неверно
- неверно
- скорее
неверно
- не знаю
- скорее
верно
- верно
- совершенно
верно
Не задумывайтесь подолгу над ответами. Помните, что
правильных или неправильных ответов в данном случае быть не может. Первый
пришедший в голову ответ и является верным. Спасибо!
|