Современные условия развития
общества, науки и искусства актуализируют систему образования на индивидуальную
работу с одаренными детьми. Будущее любой страны зависит от наличия в данном
обществе критической массы талантливых и одаренных людей, которые своей
деятельностью обеспечивают общественный прогресс.
Актуальной также является проблема развития творчески активной личности,
формирования креативного подхода учащихся к собственной жизни и деятельности.
Согласно современным исследованиям, наиболее эффективно одаренность развивается
в творческой деятельности.
«Проблема одаренности и таланта тесно связана с проблемой развития креативности
личности как общей универсальной способности к творчеству. И решение одной из
них неизбежно будет означать один из путей решения другой». [1,Ч 1, С.90]
В связи с этим перед современным учреждением образования встает задача
целенаправленного формирования креативности одаренных учащихся, как
необходимого условия становления творческой личности, способной выходить за
пределы имеющихся знаний, взглядов и мнений, создавать новое.
Личность учителя является ведущим фактором обучения. Учебную деятельность
направляет, организует, мотивирует учитель. Педагог определяет задачи, исходя
из уровня готовности ребенка, контролирует усвоение знаний и приобретение
умений учащимися, определяет цели обучения и воспитания. Следовательно, если
учитель поддерживает и организовывает развитие креативности одаренного учени-ка
в ходе обучения - создаются условия для актуализации его творческого
потенциала.
Существенную роль в становлении основ творческой личности играет характер взаимодействия
педагога с учащимися. Межличностное общение, способствующее оптимальному
развитию креативности, должно носить характер помощи, поддержки,
недирективности. Выявлено, что творческие проявления чаще обнаруживают
учащиеся, воспитывающиеся у педагога с демократическим стилем общения. Особенно
это касается детей с выдающимся интеллектом, высоким уровнем способностей -
одаренных.
Исследователи данной проблемы отмечают, что учитель для одаренных должен
обладать исключительной «эго - силой», должен быть личностью, умеющей принимать
критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и
знающими, чем он сам. Учитель должен получать удовольствие от своих учеников
как от интересных людей. Но самое главное - учитель должен сам быть креативен,
т.е. иметь высокий творческий потенциал, развивать его и умело пользоваться им.
Учителя, которые сами не развивают свой творческий потенциал, не ищут новых
путей и методов обучения, не привносят в процесс обучения творческих элементов,
часто равнодушны к проблемам одаренных учащихся (они просто не могут их
понять), иногда враждебно настроены, часто используют тактику количественного
увеличения знаний, а не качественное их изменение.
Стремление к совершенству, склонность к самостоятельности и углубленной работе
одаренных детей должны определять требования к психологической атмосфере
занятий, методам обучения и самое главное – к характеру работы учителя над
самим собой.
Для более успешного протекания такого взаимодействия, необходима опре-деленная
смена или актуализация ценностных ориентаций педагога, освоение им
дополнительных технологий, позволяющих выстраивать отношения на основе
равноправного диалога в различных сферах межличностного общения, развитие
собственной способности к нестандартным решениям и творческому характеру
деятельности.
Учителя, готовые к работе с одаренными, используют развитие креативности как
принцип обучения: больше способствуют самостоятельной работе и стимулируют
сложные познавательные процессы, ориентируются на творчество, поощряют учащихся
к принятию риска.
В настоящее время одаренность - явление не только педагогическое, но и
социальное. Реализовать социальные ожидания современного общества может лишь
человек творческого типа. Сложность современной социальной жизни, зна-чительное
возрастание объемов информации, быстрая устареваемость последней, требует иных
качественных способностей и навыков мышления, другой парадигмы знания -
креативной. Поэтому акмеологическая проблема развития креативности учителя,
реализации его творческого потенциала так же является сейчас одной из главных
задач педагогики.
Литература:
Малахова, И.А. Развитие личности: в 2 ч. / И.А. Малахова. Минск, 2002.
Источник:
Акмеологические аспекты профессионального и личностного развития субъектов
образовательного пространства: материалы областной научно-практической
конференции. В 4 ч. Ч.3. – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2009.