|
"Как определить способности Вашего ребенка?"
Ответьте на
следующие вопросы:
- Ваш ребенок превосходно
запоминает стихи и отрывки телепередач?
- Ваш ребенок замечает, когда Вы
грустны или веселы?
- Ваш ребенок задает вопросы
типа: "Когда началось время?"
- Ваш ребенок никогда не
заблудится в незнакомом месте?
- Ваш ребенок особенно грациозно
движется?
- Ваш ребенок часто интересуется,
откуда берутся гром и молния, почему идет дождь и т.д.?
- Если Вы переставите слова в
известной сказке, ребенок поправит Вас?
- Ваш ребенок быстро научился
завязывать шнурки на ботинках и ездить на велосипеде?
- Вашему ребенку нравится играть
разные роли и ставить пьесы?
- Во время автомобильных поездок
Ваш ребенок запоминает особенности местности?
- Ребенок любит слушать разные
музыкальные инструменты и различать их, слыша звуки?
- Ваш ребенок хорошо чертит карты
и четко обозначает объекты?
- Ваш ребенок изображает
мимически различные выражения и движения?
- Ваш ребенок любит (ил)
сортировать игрушки по размеру и цвету?
- Ваш ребенок способен связывать
поступки с чувствами, например, может ли он сказать: "Я сделал так,
потому что рассердился"?
- Ваш ребенок любит рассказывать
истории и это ему удается?
- Ваш ребенок комментирует
различные звуки?
- Познакомившись с кем-то
впервые, ребенок говорит: "Он мне напоминает того-то и того-то".
- Ваш ребенок может точно оценить
свои возможности, определить, что он сумеет и чего не сумеет сделать?
Пояснения:
Вопросы 1,8,17 -лингвистические способности.
Вопросы 6,12,18 -музыкальные способности.
Вопросы 3,7,15 -логико-математические.
Вопросы 5,9,14 - телесно-кинематические способности.
Вопросы 10,16,20 - знание себя.
Вопросы 2,10,19 - знание других людей.
Вопросы 4,11,13 - пространственные способности.
Если Вы ответили "правильно" на все три вопроса, значит, ребенок
обладает способностями этого типа.
Тест-прогноз "Способности ребенка. Как их
распознать?"
Если у
ребенка преобладают способности в технической области, то он:
- интересуется самыми разными
механизмами и машинами;
- любит разбирать и собирать
различные приборы, конструировать модели;
- часами пытается разобраться в
причинах поломок и неисправностей различных механизмов и приборов;
- использует испорченные приборы
и механизмы для создания новых моделей и поделок;
- любит и умеет рисовать,
чертить, с удовольствием создает чертежи эскизов и механизмов;
- читает специальную техническую
литературу, заводит себе друзей с аналогичными интересами.
Если у ребенка
ярко выражены музыкальные способности, то он:
- любит музыку, часами может ее
слушать, покупает музыкальные записи;
- с удовольствием посещает
концерты;
- легко запоминает мелодии и
ритмы и может их воспроизвести;
Если
играет на музыкальном инструменте или поет, то делает это с большим чувством и
удовольствием:
- пытается сочинять свои
собственные мелодии;
- пытается научиться играть на
музыкальном инструменте или уже на нем играет;
- разбирается в различных
областях музыкальной культуры.
Если у
ребенка ярко выражены способности к научной деятельности, то он:
- обладает явно выраженной
способностью к пониманию абстрактных понятий и к обобщениям;
- умеет четко выражать словами
чужую мысль или наблюдение, ведет их записи, которые использует по мере
надобности;
- любит читать взрослые книги и
словари, научно-популярные издания, отдает им предпочтение;
- задает много вопросов,
связанных с процессами и явлениями мира;
- часто пытается дать свое
объяснение процессам и явлениям окружающего мира;
-создает
свои конструкции и схемы, исследования и проекты в той области знаний, которая
ему интересна.
Если у ребенка ярко выражены артистические способности, то он:
- часто выражает свои чувства
мимикой, жестами и движениями, если ему не хватает слов;
- умеет увлечь аудиторию и слушателей
своим рассказом;
- имеет
способность к подражанию, меняет тональность и выражение голоса, когда
подражает человеку, о котором рассказывает;
- с большим желанием выступает
перед аудиторией;
- способен к имитации и делает
это легко и непринужденно;
- любит перевоплощаться,
используя при этом различную одежду;
- пластичен и открыт всему
новому.
Если у ребенка незаурядный интеллект, то он:
- хорошо рассуждает, ясно
мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других
людей и может их объяснить;
- обладает хорошей памятью;
- легко и быстро
схватывает школьный материал, задает много интересных, необычных, но
продуманных вопросов;
- любит
читать книги не только по школьной программе;
- обгоняет
своих сверстников в учебе, но не всегда является отличником, часто
жалуется на то, что в школе ему скучно;
- имеет
не по возрасту обширные знания в различных областях;
- рассудителен
и даже расчетлив не по годам;
- обладает
чувством собственного достоинства и здравого смысла;
- остро
реагирует на все новое и неизвестное.
Если у вашего ребенка спортивный талант, то он:
- энергичен
и все время хочет двигаться;
- смел до
безрассудства и не боится синяков и шишек;
- любит
спортивные игры и всегда в них выигрывает;
- ловко
управляется коньками и лыжами, мячами и клюшками;
- на уроках физкультуры в числе лучших учеников, хорошо
развит физически, координирован в движениях, имеет хорошую пластику;
- любит
бегать, сидению на месте предпочитает игры и соревнования;
- имеет
спортсмена-кумира, которому старается подражать;
- практически
никогда всерьез не устает, если занят любимым делом.
Если у вашего ребенка литературные способности, то он:
- рассказывает
всегда логически и последовательно;
- любит
фантазировать и придумывать;
- старается
как можно шире использовать палитру языка для того,
- чтобы передать мельчайшие детали описываемого сюжета или
персонажа;
- любит
писать рассказы, стихи, дневники;
- не
стесняется демонстрировать свои литературные способности.
Если у вашего ребенка художественные способности, то он:
- с
помощью рисунка или лепки пытается выражать свои эмоции и чувства;
- в своих
рисунках пытается передать окружающий мир через призму собственного
восприятия;
- увлекается
художественными произведениями искусства, любит их рассматривать;
- умеет
видеть прекрасное и необычное рядом;
- в
свободное время охотно лепит, рисует и чертит;
- любит
создавать что-то интересное и необычное в доме.
На вопросы анкеты необходимо отвечать словами "да"
или "нет".
Скорее способный, чем одаренный.
- Подвижный,
инициативный, деятельный.
- Живо
откликающийся на все новое.
- Интересующийся
непонятными и загадочными явлениями.
- Отвлекающийся
и не всегда доводящий начатое дело до конца.
- Нуждающийся
в поддержке и помощи старших в начатом интересном деле. Для него
характерно проявление капризов, если что-то не получается.
Если на 5 вопросов вы дали положительный ответ, есть
некоторые основания считать вашего ребенка способным.
Если на четвертый и пятый вопрос вы ответили отрицательно, переходите к
следующим вопросам.
Скорее одаренный, чем просто способный.
- Его
интересы достаточно стабильны и устойчивы.
- Он
очень любознателен.
- Он
любит задавать каверзные вопросы и решать трудные задачи.
- Часто
не соглашается с мнением взрослых.
- Имеет
свою точку зрения и настойчиво ее отстаивает.
- Всегда
доводит начатое дело до конца.
- Имеет
особую склонность к определенному виду занятий или предмету.
- Настойчив
в достижении поставленной цели.
- Имеет
много друзей среди сверстников, может с каждым найти общий язык.
- Дети
тянутся к нему, ценят его ум и многообразие интересов.
11. Часто бывает эгоистичен и требователен к окружающим его
людям.
Положительные ответы на все эти вопросы дают основание предполагать, что ваш
ребенок одаренный. Переходите к ответам на следующие вопросы.
Яркая одаренность.
- Во
многих сферах знаний проявляет разностороннюю одаренность.
- Имеет
одного, максимум двух друзей, более старших по возрасту.
- Его
речь очень развита, характеризуется большим лексическим запасом, глубоким
пониманием языковых нюансов.
- Во всех
вопросах ищет самостоятельные решения.
- Не
любит общепризнанных мнений, во всем опирается на собственное мнение,
делает собственные выводы.
- В
трудных ситуациях отвечает за себя сам, не прибегая ни к чьей помощи.
- В
общении с людьми разного возраста ведет себя не по годам взросло.
- Рано
определяет свое призвание, реально оценивает свои возможности, особенности
характера.
- Одинаково
одарен в гуманитарных и технических областях знаний.
- Критичен
по отношению к себе и другим.
- Не
всегда уживчив в коллективе, категоричен в суждениях.
Положительные ответы родителей на все вопросы дают серьезные
основания отнестись к такому ребенку как к одаренному. Это должно радовать
родителей и требует от них огромных душевных сил для того, чтобы ребенок, имея
такой природный потенциал, состоялся.
|
|
| Родителям |
|
|
|
|
|
|
|