|
Главная » 2014 » Сентябрь » 6 » Символ Веры
|
Символ Веры
На берегу озера Чебаркуль найден крест, предположительно вытесанный в 18 веке Сколько в истории случаев, когда пошли купаться на речку ребятишки – нашли алмаз или золотой самородок. В Чебаркуле произошла подобная история с ученицей 10 «а» класса школы № 2 Наташей Южаковой. Вот что она рассказывает: «Прошлым летом мы с папой катались на велосипедах по окрестностям города. Заехали на Марьин полуостров. Среди камней, который встречались на нашем пути, мое внимание привлек один, на котором было изображение креста. Я показала его папе, и он сказал, что это, по всей видимости, очень старый знак».
Южаковы показали находку учителю истории школы № 2 Ольге Васильевне Лошкаревой. Та предположила, что изображение было нанесено на камень в 18 веке. На такое заключение натолкнул и характерный вид креста и следы, которое оставило на камне время. Получается, что этот тот самый век, в который была основана Чебаркульская крепость. Кто же мог нанести такой знак?
Первым делом вспоминается легенда о том, как Марьин полуостров (а в те времена – остров) получил такое название. Она рассказывает о девушке по имени Марья, которая прекрасно знала окрестности и спрятала на острове женщин и детей от бунтовщиков пугачевского войска. Было это как раз в восемнадцатом веке, в 1774 году, во время взятия Чебаркульской крепости войсками Емельяна Пугачева. Легенда гласит, что беглецы благополучно переждали время грабежа и насилия, а потом вернулись в разоренную крепость. Логично предположить, что если в легенде есть доля правды, то спасаемые от насилия люди видели в своем спасении свидетельство Божьего заступничества. Поэтому и установили на месте укрытия памятный знак в виде, разумеется, креста. Изображение могло быть нанесено как во время бедствия, так и после него – в знак благодарности от тех, кто избежал смерти и позора.
Среди информационных источников, рассказывающих о православной жизни на Южном Урале в 18-19 веках есть два любопытных материала. Один находится в Чебаркульском краеведческом музее. Это страницы из истории Казанского женского монастыря, изложенные иеромонахом Антонием Бутиным. Там сказано, что указанный монастырь начинался с православной женской общины, образовавшейся при Чебаркульской крепости. «В этой крепости, при церкви Преображения Господня поселились несколько отшельниц для благочестивых подвигов поста и молитвы», - пишет автор. Правда, немного смущает тот факт, что было это все-таки не в 18, а в 19-м веке. «Во время поездки Преосвященного Иосифа по епархии в 1851 году сестры, жившие в крепости Чебаркульской, обратились к владыке с просьбой – оказать им покровительство и содействие, так как дом, в котором они находились, пришел от времени в крайнюю ветхость», так написано в тексте истории монастыря. Преосвященный посоветовал перебраться в Троицк, где монахиням предполагалось передать часовню и землю под обустройство общины. Вскоре 28 сестер отправились в путь. Отсюда возникает вывод: если в крепости сестрам во Христе не находилось нужного места, то не могли ли они отправляться для богослужений на природу, подобно первохристианам? Может, так и подвизались в глухих окрестных уголках. Тогда почему бы не предположить, что таким уголком мог быть Марьин полуостров?
Второй материал как раз содержит намеки на это. Чебаркульская женская монашеская община дала начало еще и Одигитриевскому монастырю в Челябинске. Его историю по крупицам восстановил Центр историко-культурного наследия Челябинска под руководством краеведа Владимира Боже. Там указано следующее: «Основательницей этой обители была крестьянская девица Анна Максимовна Полежаева. Она с самых юных лет стремилась к уединенной благочестивой жизни… Когда ей исполнилось 26 лет, она удалилась в пустынное, безлюдное место и там на острове, на озере Чебаркуль с тремя девицами, пожелавшими оставить мирскую жизнь, устроила себе три келии-землянки и, проводя все время в молитвенном подвиге и трудах, они прожили здесь полтора года. Живя на острове, Анна Полежавева во время ночных молитв слышала странный шум возле своей кельи, иногда же звериный рев, что ее приводило в ужас. Кроме того, она страшно боялась грома и бурь, а потому жизнь в пустыне, вдали от храма, представляла для нее ряд страданий. В одно время, в воскресный день она поплыла на лодке к богослужению с село Чебаркуль, и во время плавания поднялась сильная буря; лодка ужасно колыхалась, и ей угрожала смерть. Мать Анна дала обещание оставить землянку и избрать другое место, на котором устроить обитель – и буря вскоре стихла, и она благополучно переправилась».
Все сказанное выше наталкивает на однозначный вывод: жили подвижницы там или нет, но это был именно молельный камень. Глядя на него люди осеняли себя крестным знамением.
Я уже упоминал, что Марьин полуостров был островом. Во время моего детства он уже сросся с берегом, но одноклассники по старой привычке все еще говорили: «Куда ходили купаться? На Марьин остров». К тому же на холмистой поверхности этого уголка можно обнаружить ряд углублений явно антропогенного происхождения. Вполне вероятно, что это как раз места расположения келейных землянок. Тот это остров или не тот – как знать… Но находка вытесанного на камне креста, может стать и подтверждением истории чебаркульской подвижницы.
Нынешним летом Наташа Южакова вновь побывала на Марьином полуострове. Камень все лежит там. Слава Богу, пока никем не тронут. Но, может быть, ему место все-таки в музее? Кто определит ценность находки? А вдруг это не менее интересный экспонат, чем недавний наш гость с неба? Может быть, управлению культуры имеет смысл позвать в Чебаркуль ученых, чтобы они осмотрели каемнь, установили точный возраст и историческую значимость изображения. А где разместить – не проблема. Верующие, которые узнали о находке, уже высказали мнение, что ее можно поместить в музей при нашем Чебаркульском храме, где места предостаточно.
М.Ю.Корюков
|
Категория: Информация от учителей школы№2 г.Чебаркуля |
Просмотров: 651 |
Добавил: McGonagall
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
| Родителям |
|
|
|
|
|
|
|